Самарина Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ "Тихоновский детский сад"

Самообследование -2018 год

Общая характеристика группы.

Во второй младшей группе «Звёздочки» 13 воспитанников, из них: 6 мальчиков и 7 девочек. Возраст детей от 3 до 4 лет.

В течении учебного года выбыли по разным причинам: Дима Р, Вика К,Ульяна М.

Прибыли: София Д , Азиза Г.

Перед началом учебного года проведено родительское собрание, с целью ознакомления с режимом работы образовательного учреждения, особенностями пребывания в нем детей.

В группе была создана атмосфера тепла, доброжелательности и уюта.

На протяжении учебного года работа была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада: знакомство родителей  с возрастными особенностями детей и причинах , вызывающих стрессовое состояние в период адаптации.

В течении всего учебного года создавались условия для укрепления и сохранения здоровья детей . Детей приучали находиться в облегчённой одежде ; обеспечивали пребывание их на свежем воздухе  в соответствии с режимом дня, воспитывали интерес  к физическим упражнениям, подвижным играм. Также детям прививались культурно- гигиенические навыки. Все дети  умеют самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой; вытирать лицо и руки личным полотенцем, знают где находится их личное полотенце.

 Сформирован навык пользования индивидуальными предметами – носовым платком, салфеткой, расческой.

 Также сформированы элементарные навыки поведения за столом: правильное пользование столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Учили детей порядку одевания и раздевания в определённом порядке. Аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.

 Все дети могут полностью раздеться и одеться без помощи взрослого

К концу года дети заметно подросли и окрепли.  Начали проявлять познавательную активность, при этом используя разнообразные действия.

У детей вырос интерес к коллективным играм  и общению со сверстниками , радуются своим достижениям и успехам.  Атмосфера в детском коллективе доброжелательная. Конфликты случаются , но разрешаются быстро.

В группе проводились закаливающие процедуры: - воздушные ванны, обширное умывание, полоскание горла.

Посещаемость во второй младшей группе была средняя.

Причины пропусков -заболевание ОРВИ, а также адаптационный период.

 

 

Результат выполнения образовательной программы.

Организация образовательного процесса строилась на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому.

Ведущая цель программы  (в соответствии с ФГОС ДО): позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.

Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, а именно: развитие духовно – нравственной культуры ребёнка, воспитание гражданских чувств, чувства любви к родине, родному краю.

Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом и семьей.

Создание мотивационных условий, обеспечивающих непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов.

В связи с этим воспитательно-образовательный процесс в группе опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Планируя воспитательно-образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.

Анализ результатов мониторинга показал, что в моей группе созданы достаточно удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей.

Развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе была насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Создавались условия для самостоятельной двигательной активности.

В группе постоянно обновлялась игровая среда (постройки, игрушки, материалы и др.) что пробуждало  у детей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.

Пространство группы организовывалось в виде  разграниченных зон

( «центры» , «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям.

Оснащение уголков менялось в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В группе есть следующие центры развития:

- уголок театрализованных игр;

- книжный уголок;

- зона для настольно- печатных игр;

-уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей:

конструктивной, изобразительной, музыкальной;

- уголок уединения

- игровой уголок – с игрушками, строительным материалом;

- спортивный уголок сделанный родителями.

Создаём детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.

Творчески подхожу к оформлению интерьера в группе в целом, подбирая цветовое оформление оборудования, подбирая различные мелкие детали в оформлении, которые в общем восприятии всей группы навеивают спокойствие и создают уют в данной группе.

Общий уровень развития знаний, умений, навыков воспитанников второй младшей группы по разделам программы на начало года –средний , на конец года –средний высокий.

Социально – коммуникативное развитие

 Дети  играют рядом , не мешая друг другу , подражают действиям сверстников;

- эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу;

 - самостоятельно выполняют игровые действия  с предметами ;

- общаются в диалоге с воспитателем;

- следят за действиями кукольного театра;

- выполняют простейшие трудовые действия ( с помощью воспитателя);

- наблюдают за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы;

-  соблюдают элементарные правила поведения в детском саду

Познание

Дети умеют различать  основные формы деталей строительного материала, но не все , у некоторых детей затруднения.

-  сооружают разнообразные постройки, используя большинство форм;

- группируют предметы по цвету, размеру , форме;

- различают большие и маленькие предметы, называют их размер;

 -узнают и называют  домашних  и диких животных , их детёнышей.

Различают  овощи, фрукты.

Коммуникация- уровень выполнения программы средний.

На четвертом году жизни постепенно увеличилось  число простых распространенных предложений. Дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. Во второй половине года возросло количество вопросов  на выяснение  причинно – следственных отношений

Художественно – эстетическое творчество

В результате  систематической и последовательной  работы к концу года дети второй младшей группы научились :

- свободно рисовать предметы, состоящие из линий, проведенных в разных направлениях, и различных сочетаний линий;

- изображают  различные предметы округлой  и прямоугольной формы и предметы;

- передают простые сюжеты, объединяя несколько изображений («Елочка растёт в лесу», «Неваляшки гуляют»);

- аккуратно пользуются изобразительными  материалами : карандашами , красками , бумагой , кистью , клеем , глиной;

- используют в процессе рисования  карандаши и краски  нескольких цветов ( красный, жёлтый , зелёный, синий, чёрный ,белый,  голубой , розовый;

- аккуратно и чисто промывают кисть , прежде чем набирать  краску другого цвета; осушают кисть о салфеточку, чтобы краска не становилась  водянистой;

Поощряла  инициативу и самостоятельность  детей  предлагая им вносить  дополнения в рисунки, аппликации, лепку по их желанию.

 Постепенно включала  детей в беседы об их работах, предлагая им рассказывать о своих рисунках, лепке , аппликации, выбирать те работы которые им понравились.

Музыкальное развитие

К концу года дети заинтересованно слушают музыку и эмоционально реагируют на неё;

-  узнают знакомые песни  и пьесы, стремятся чисто интонировать мелодию;

-умеют передавать элементарную  ритмичность в основных образных  и танцевальных движениях;

- умеют подыгрывать на ударных инструментах ритм знакомых музыкальных произведений.

Физическое развитие.

Физическое воспитание детей второй младшей группы представляет собой единую систему воспитательно- оздоровительных мероприятий  в режиме дня , включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий , подвижных игр и развлечений  в помещении и на свежем воздухе.

 Дети научились ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные особенности. Постепенно владеют  жизненно важными  видами движений – ходьбой , бегом, прыжками , метанием, лазанием  и равновесием, которые имеют прикладное значение. Освоили некоторые несложные игры и упражнения с мячом.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеют соответствующими возрасту основными движениями.

Имеют представления о себе как о человеке, знают названия основных частей тела.

В течении года в группе  совместно с музыкальным руководителем  и педагогами других групп были проведены следующие праздники и развлечения с детьми:

- Праздник «Не только в гости ждет тебя природа»;

-  Семейный спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

- Развлечение «Покормите птиц зимой»

- Праздник «Дед Мороз спешит на ёлку».

- Развлечение «Рождество Христово. Мы играем в сказку»

- Праздник «На привале»

- Развлечение «Как на масленой неделе»

- Праздник «Свою маму берегите»

-  Физкультурный досуг « В здоровом теле здоровый дух»

- Развлечение «Все мы друзья природы»

- Праздник «День Победы».

Мероприятия, проведенные с детьми и родителями воспитанников

Плодотворной была работа с родителями они помогали в оформлении группы, участка.

Взаимодействие с родителями проводилось по плану.

Условия работы с родителями: целенаправленность, системность, плановость, доброжелательность, отзывчивость.

В течение года использовались такие формы взаимодействия как:

Групповые родительские собрания:

-«Задачи развития и воспитания  детей 3-4 лет» ;

- «Роль движения в жизни детей »;

- «Первые проявления творчества малышей»

«Наши успехи – итоги работы»

Консультации и беседы:

1.Индивидуальные консультации «Как облегчить адаптацию ребёнка к условиям детского сада».

2. Консультация «Развитие ребёнка 3-4 лет».

3. Подгрупповая консультация: «Как одевать ребёнка в холодное время года?»

4. Консультация  «Вредные привычки и как с ними бороться»

5. Консультация «Развитие мышления ребёнка 3-4 лет».

6. Консультация «Воспитываем словом».

7. Консультация «Патриотическое воспитание малышей: как научить любить Родину».

8. Консультация «Сезонные наблюдения с детьми за наблюдениями в природе».

9. Консультация «Одевайте детей по погоде».

10. Консультация «Летний отдых: чем кормить и чем занять ребёнка?»

11. Памятка для родителей «Как приобщить малышей к труду по сбору урожая.»

12. Практикум для родителей «Эффективные средства и методы закаливания».

13. Памятка «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций».

14. Памятки  для родителей  по организации  детского экспериментирования « «Первые открытия вашего малыша.»

15. Семейный фотоконкурс «Прогулки по осеннему лесу».

16. Семейный час «Нам вместе весело».

17. Беседа с родителями о соблюдении правил безопасности детьми дома.

18.«Украсим нашу группу» - привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника.

Анкетирование

1. «Драматизация для малышей»;

2. «Художественное творчество в жизни дошкольника»;

3. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Особо хотелось бы отметить следующие семьи: Ветрова Э., Гамуляк В., Сагирова И., Балакина А.

В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с устным народным творчеством. Вот и в этот раз я брала тему для своего самообразования «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект вовлекла (кроме себя) детей и их родителей. Цель проекта в том, чтобы выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества. Возраст детей – первая младшая группа. Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству. Обогатить речь, воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Поставила цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества. Поставила задачи: воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; и выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.

Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», ресурсов интернета, программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: «Роль потешек в развитии ребенка», «Использование фольклора в работе с детьми», «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей», «Влияние сказки на психику ребенка», «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют детям радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинки (предметные, сюжетные), так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми.

 Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием  собирали разрезанные картинки по русским народным сказкам и складывали лото. К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки.  Были закуплены раскраски по русским народным сказкам.

 Были проведены консультации с родителями на темы: «Роль фольклора в развитии детей», « Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные  (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текст (с использованием  иллюстраций и картинок; показывала способы действий;  проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью потешек учила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо.  В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.

Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей. В следующем учебном году буду продолжать изучать начатую тему.

  Тема моего проекта « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого русского фольклора» соприкасалась с темой по самообразованию.

Анализируя свою работу за 2017-2018 учебный год можно сделать следующий вывод: общий уровень развития знаний, умений, навыков детей составил: средний уровень. Таким образом, подводя итог своей работы, оцениваю ее на хорошо. Планирую продолжать изучать новинки методической литературы и применять знания на практике.

На следующий учебный год поставила для себя такие задачи:

- Продолжать развитие детей по всем областям общеобразовательной программы согласно ФГОС ДО;

- Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

- Поддерживать партнерские отношения между воспитателем, детьми и

родителями;

-развивать речь, память, внимание детей;

-продолжать работать над навыками самообслуживания;

-развивать мелкую моторику;

-развивать игровую деятельность;

-развивать художественно-эстетическое развитие детей.

5 февраля 2020 в 17:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.