Самарина Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ "Тихоновский детский сад"
Рабочая программа - Самарина Н.ВПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:_______ Педагогическим советом заведующий МБДОУ «Тихоновский д/с» МБДОУ «Тихоновский д/с» Н.Н. Мискевич Протокол № __от « __»________2019 г. Приказ №___от «___»_________2019 г.
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4 – 5 лет, средняя группа
Воспитатель средней группы: Самарина Наталья Валентиновна.
Тихоновка 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста . Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Тихоновский детский сад»и, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в старшем дошкольном возрасте. 1.1. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, в. А. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования , его фундаментальность: на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве ( А. Н. Леонтьев, А. В Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребёнка». (В.В. Давыдов).Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание , мораль, искусство, труд.) Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;) содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и , как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра; допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, подготовка к жизни в современном обществе, в том числе формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций. Уважение к традиционным ценностям принятым в российском обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой , коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, музыкальной чтения и др. Достижение целей обеспечивает решение следующих задач: 1. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности; 2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей; 3. Реализовать формы организации совместной взросло-детской в ходе непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах, работе с родителями. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными , стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; творческая организация (креативность) образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи; соблюдение преемственности в работе детского сада иначальной школы исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребёнка в ДОО. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. 1.3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Развивается изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают появляться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность . Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию образа. Я ребёнка . его детализацией. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости. Конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребёнка, его детализацией.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. Социально – коммуникативное развитие Нравственное воспитание, формирование личности ребёнка, развитие общения Проявляет личное отношение к соблюдению ( и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости , испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). Может проявлять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Самостоятельно или после напоминания использует в общении «вежливые слова». Умеет вежливо выражать свою просьбу. Благодарить за оказанную услугу. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей. Знает ,что нельзя мешать взрослому, когда он занят, нужно уметь подождать. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. Развитие игровой деятельности (сюжетно ролевой игры) Объединяясь в игре со сверстниками , может принимать на себя различные роли ; владеет способом ролевого поведения ; соблюдает ролевое соподчинение ( продавец – покупатель) ведёт ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками , проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия ,обогащает сюжет. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли. Поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. В процессе игры может менять роли. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность выражающуюся в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. Ребёнок в семье и сообществе Ориентируется в пространстве детского сада . Знает своё имя и фамилию, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления ( мужчины сильные , смелые; женщины нежные , женственные), ведёт себя в соответствии со своим возрастом и полом. Имеет представление о родственных отношениях (мама , папа, сын, дочь и тд.). знает имена своей семьи. Может рассказать о семье .её традициях ( по своей инициативе или инициативе взрослого.) Активно участвует в мероприятиях группы. Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Владеет элементарными навыками самообслуживания. Самостоятельно одевается . раздевается . складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит её в порядок. С удовольствием выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Выполняет индивидуальные и коллективные поручения . Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию. Стремится выполнять её хорошо. Способен удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких –либо действий. Формирование основ безопасности Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», машина «МЧС»), объясняет их значение. Понимает значение сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Различает проезжую часть , тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе ( способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Развитие познавательно – исследовательской деятельности Проявляет любознательность , интерес к исследовательской деятельности ,экспериментированию. Самостоятельно обследует предметы, используя знакомые и новые способы. Активно применяя все органы чувств (осязание , зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно – моторные действия). Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. Строить по схеме. Решать лабиринтные задачи. Начинает появляться образное предвосхищение. Формирование элементарных математических представлений Умеет объединять предметы в группы по разным признакам (цвет, размер, назначение и т.п) Умеет считать до 5, а также путём 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?» Умеет сравнивать количество предметов в группах на основе счёта ( в пределах 5), а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп ( составление пар); определяет , каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длинее – короче , одинаковые , равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, шар, куб) ; знает их характерные отличия. Определяет положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху- внизу, впереди –сзади, слева – справа); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперёд и назад, вверх и вниз ( по лестнице). Определяет части суток. Ознакомление с предметным окружением Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях , на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов. Знает обобщающие слова (мебель, одежда и т.п.), умеет классифицировать предметы ( воздушный . водный транспорт и т.п) Проявляет интерес к истории предметов. Ознакомление с миром природы Знает домашних животных и какую пользу они приносят человеку. Знает и называет некоторых домашних и диких животных. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения . Умеет классифицировать природные объекты (рыбы, птицы, цветы, деревья и т.п) Называет времена в правильной последовательности. Выделяет сезонные изменения в живой и неживой природе. Ознакомление с социальным миром
Знаком с наиболее распространёнными профессиями ( воспитатель, врач, продавец, повар, шофер и т.д) Знает название своего родного города ( посёлка), называет его. Знает название родной страны. Знает основные государственные праздники (День Победы, День защитника Отечества, 8 марта, Новый год.) Имеет представление о Российской армии , её роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии ( солдат , лётчик, моряк и др.) РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Хотя речь , при взаимодействии со сверстниками , носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения с взрослым может выходить за пределы конкретной ситуации. Делает попытки решать спорные вопросы и улажывать конфликты с помощью речи: убеждать , доказывать , объяснять. Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия. Понимает и употребляет слова- антонимы; умеет образовывать новые слова обозначающие эмоциональное состояние (сердитый , печальный),этические качества (хитрый , добрый), эстетические характеристики (нарядный , красивый). Умеет выделять первый звук в слове. Может рассказывать о содержании сюжетной картины, описать предмет. Составит рассказ по картине, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки. Приобщение к художественной литературе Проявляет интерес к чтению книг, рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг. Может назвать любимую сказку. Рассказ прочитать наизусть понравившееся стихотворение , считалку. Эмоционально откликается на переживание персонажей сказок и историй. Может исценировать с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Приобщение к искусству Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности . Проявляет интерес к посещению выставок , спектаклей и т.п. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения . животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Изобразительная деятельность Рисование. Изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Лепка. Создаёт образы разных предметов и игрушек , объединяет их в коллективную композицию ; использует все многообразие усвоенных приёмов лепки. Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой , по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата , овал - из прямоугольника. Плавно срезать и закруглить углы. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам. Аккуратно наклеивает изображения предметов ,состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур. Конструктивно – модельная деятельность Умеет использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки с заданием педагога. Способен конструировать по собственному замыслу. При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться , распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей. Музыкальная деятельность Узнает хорошо знакомые песни по мелодии. Различает звуки по высоте ( в пределах сексты- септимы). Может петь протяжно, чётко произносить слова; начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми. Выполнять движение . отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеет выполнять танцевальные движения : пружинка , подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами ( с куклами , игрушками , ленточками). Развитие игровой деятельности (театрализованные игры) Адекватно воспринимают в театре ( кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры ( режиссерской , драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонации, мимика), атрибуты , реквизит. В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Эмоционально откликается на переживания персонажей кукольных спектаклей. Имеет простейшее представление о театральных профессиях. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Соблюдает элементарные правила гигиены ( по мере необходимости моет руки с мылом , пользуется расчёской, носовым платком , прикрывает рот при кашле). Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Соблюдает элементарные правила приёма пищи( правильно пользуется столовыми приборами , салфеткой , полоскает рот после еды). Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Обращается за помощью к взрослым при заболевании , травме. Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания , необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Физическая культура Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий ( в свободное время) Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой. Отбивает мяч о землю ( пол)не менее5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1, 5 м. Умеет строиться в колонну по одному , парами, в круг, шеренгу. Может самостоятельно скользить по ледяным дорожкам ( длина 5 м). Ходит на лыжах скользящим шагом на расстоянии до 500 м , выполняет поворот переступанием , поднимается на горку. Выполняет упражнения , демонстрируя выразительность ,грациозность , пластичность движений. Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Обязательная часть Программы. 2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Дошкольное образование в МБДОУ «Тихоновский детский сад» направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - «Социально – коммуникативное развитие»; - «Познавательное развитие»; - «Речевое развитие»; - «Художественно – эстетическое развитие»; - «Физическое развитие». При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области. 2.1.1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Основные цели и задачи для средней группы: Нравственное воспитание, формирование личности ребёнка , развитие общения. Усвоение норм и ценностей , принятых в обществе, воспитание уважения к традиционным ценностям , таким как любовь к родителям , уважение к старшим , заботливое отношение к малышам , пожилым людям , внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья . Воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценить свои поступки и поступки сверстников, воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости ,сопереживания , уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми , овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими ; формирование готовности детей к совместной деятельности , развитие умения договариться , самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Формирование личности ребёнка , воспитание уважительного отношения к себе. Уверенности в силах, становление самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий; воспитание стремления творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Развитие игровой деятельности (сюжетно – ролевые игры). Развитие интереса к сюжетно – ролевым играм, формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре ( эмоционально – нравственное , умственное , физическое , художественно эстетическое и социально – коммуникативное). Развитие в игре самостоятельности инициативы, творчества, организаторских способностей ; формирование умения самостоятельно организовывать различные игры, выполнять игровые правила, соблюдать нормы поведения; воспитание чувства коллективизма. Развитие в семье и сообществе Воспитание уважения к традиционным семейным ценностям; воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье , любви и уважения к своим родителям , умения проявлять заботу о близких людях, с благодарностью воспринимать заботу о себе. Воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации, чувства коллективизма, воспитание активной жизненной позиции, стремления к участию в совместной деятельности и различных мероприятиях, формирование представления о себе как об активном члене коллектива. Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Развитие навыков самообслуживания; приобщение детей к доступным видам трудовой деятельности. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию ( умение и желание доводить дело до конца , стремление сделать его хорошо.) Формирование позитивных установок к различным видам труда творчества. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения ; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ Нравственное воспитание , формирование личности ребёнка , развитие общения Нравственное воспитание . Обеспечивать условия для нравственных норм и ценностей, принятых в обществе. Воспитывать скромность , отзывчивость , желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Учить извиняться перед сверстником за причиненную обиду. Развитие социального и эмоционального интеллекта. Способствовать формированию личностного отношения ребёнка к соблюдению ( и нарушению) моральных норм : взаимопомощи , сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо , уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр. Развитие общения. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми , обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. Учить коллективным играм , соблюдению игровых правил. Формировать навыки добрых взаимоотношений в игре. Формирование личности ребёнка Способствовать формированию личности ребёнка. Воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства. Продолжать воспитывать самостоятельность , целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Формировать первичные представления детей об их правах ( на игру , доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада. Дома , на улице ( самостоятельно есть , одеваться, убирать игрушки и др.) Освоение общепринятых норм поведения . Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Продолжать формировать у детей основы культуры поведения и вежливого общения ; напоминать о необходимости здороваться , прощаться . называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых . вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Развитие игровой деятельности (сюжетно –ролевые игры) Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр ; используя косвенные методы руководства. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх , содержащих 2-3 роли , совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать , отец, дети), выполнять игровые действия . поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности. Учить договариваться о том , что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. Ребенок в семье и обществе Семья. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях. Помогать лучше понимать своих детей, способствовать росту уважительного и внимательного отношения к детям. Углублять представления детей о семье, её членах. Детский сад. Развивать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представление ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала. Участка детского сада. Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы. К созданию её символики и традиций. Формирование позитивных установок к труду и творчеству Развитие навыков самообслуживания. Продолжать развивать навыки самообслуживания. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным и опрятным. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, пользоваться индивидуальными принадлежностями ( расческой , носовым платком и пр. )правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка). Формировать умение самостоятельно заправлять кровать . Приучать самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой , аппликацией ( мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д) Приобщение к доступной трудовой деятельности. Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности , воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию ( умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать это хорошо.) Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам , взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой; аккуратно расставлять хлебницы. Чашки с блюдцами, тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Формировать позитивное отношение к разным видам труда и творчества. Поощрять желание детей ухаживать за комнатными растениями , поливать их. Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы в весенний, летний и осенний периоды на огороде и в цветнике ( посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период ( расчистка снега, выращивание зелени для корма птицам; подкормка зимующих птиц и т.п). Продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей. Знакомя детей с профессиями близких людей подчеркивать значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями , о правилах поведения в природе. Формировать понятия : «съедобное», «несъедобное «, «лекарственные растения» Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности . Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка дорожного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнить знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная машина МЧС», «Полиция», трамвай , троллейбус, автобус.) Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях . опасных для жизни и здоровья . Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами ( пылесос, электрочайник, утюг и т.д) Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
2.1.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». Основные цели и задачи для средней группы: 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей , любознательности, стремления к получению знаний . формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в течении всей жизни. Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать , сравнивать , выделять характерные , существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями , делать простейшие обобщения. Расширение опыта ориентировки в окружающем , сенсорное развитие, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.) Развитие проектной деятельности всех типов (исследовательской, творческой, , нормативной) индивидуального и группового характера . Развитие умения презентации проектов, формирование представления об их авторстве. Мотивация родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей. Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение свойства и качества предмета); восприятие предмета) как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения ; о том , что человек создает предметное окружение , изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между миром предметов и природным миром. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями . Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями . Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе . Воспитание любви к природе , желания беречь её. Ознакомление с социальным миром. Окружение с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о себе ( образ Я), других людях; формирование традиционных гендерных представлений. Формирование первичных представлений о труде взрослых , его роли в обществе человека. Знакомство с профессиями. Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование чувства гражданской принадлежности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения , понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей. О многообразии стран и народов мира. Содержание психолого - педагогической работы с детьми 4 -5 лет Развитие познавательно –исследовательской деятельности Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов . помогать осваивать перцептивные действия . Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования . Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности модели, предложенные взрослым. Сенсорное развитие . Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт , знакомя детей с широким кругом предметов, с новыми способами их обследования . Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств( осязание, зрение ,слух, вкус, обоняние.) Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами ( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый. Фиолетовый, белый , серый). Развивать осязание . Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения , поглаживания ( характеризуя ощущения: гладкое, холодное,, пушистое , жестокое , колючее и др.) Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес, и т.п.) подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет , размер, материал и т. ) Проектная деятельность . Развивать первичные навыки в проектно исследовательской деятельности , оказывая помощь в оформлении её результатов и создании условий для их презентации сверстникам . привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Дидактические игры Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов , совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам , группировать предметы по внешним признакам, группировать 4 составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей ( Определи на ощупь ( по вкусу, по звучанию)) Развивать наблюдательность и внимание ( «Что изменилось?», «У кого колечко»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно – печатных игр («Домино», «Лото».) Формирование элементарных математических представлений Количество и счет.Дать детям представление о том,что множество(«много»)может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина .Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине(длине,ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.). Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах:круге,квадрате,треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные напра 13 января 2020 в 10:24
Прикреплённые файлы:Документ: Рабочая программа - Самарина Н.В Описание файла:Файл называется: rabochaja-programa-samarina-n-v_7i8kv.docx Это официальный файл организации «Самарина Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ "Тихоновский детский сад"», в нём содержится Рабочая программа - Самарина Н.В. Размер файла: 0,19 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.